Круглый стол: «Бренды России. Перезагрузка российского модного бизнеса в новых реалиях»

19.09.2022

12 сентября 2022 года состоялся круглый стол «Бренды России. Перезагрузка российского модного бизнеса в новых реалиях», собравший представителей законодательной и исполнительной власти, собственников ведущих компаний-производителей fashion-индустрии, байеров, ритейлеров, СМИ.


В ходе мероприятия, организованного деловым объединением Fashion Hub Russia, Международной ассоциацией байеров и РЭУ им. Г.В.Плеханова, эксперты дали анализ развитию модного бизнеса в новых экономических условиях, обсудили результаты работы запущенного в 2021 году проекта «Бренды России», определили меры поддержки со стороны государства субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере моды.


В работе круглого стола приняли участие: Наталья Костенко, депутат Государственной Думы РФ от Краснодарского края; Вера Хмырова, директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ; Ксения Екимова, проректор РЭУ имени Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор; Марина Абрамова, директор ФГБУ «Роскультцентр», директор форума «Российская креативная неделя»; Георгий Ростовщиков, основатель и генеральный директор Fashion Hub Russia, президент Международной ассоциации байеров; Олег Воронин, основатель бренда I Am Studio; Татьяна Герекли, основатель бренда Camillecassard; Алексей Чернов, руководитель отдела закупок сети магазинов «Парад»; Юрате Гураускайте, главный редактор U magazine и др.


Открывая мероприятие, директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова напомнила собравшимся, что фэшн-бизнес является неотъемлемой частью креативной экономики, которую всегда отличает наличие интеллектуальной собственности и творческого продукта высокого уровня. «Индустрия моды — одна из важнейших и самых крупных креативных индустрий. Объем этой отрасли составляет порядка 2 трлн рублей, что делает ее второй потребительской индустрией после продуктов питания и пищевой промышленности. В ней много важного, начиная от вопросов, связанных с экологией (поскольку речь идет о производстве одежды), до сохранения культурных кодов и формирования стилистики общенационального масштаба».


По мнению директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Веры Хмыровой, индустрия моды и вся легкая промышленность сегодня переживают начало нового бума: «Для нас, как для министерства, крайне важно, чтобы эта индустрия бурлила, чтобы отечественный ритейл обращал внимание на наших дизайнеров, которые есть в стране, на то, что создается здесь, в России. Мы имеем богатые традиции создания одежды, свой культурный код, свой вкус. У нас есть свои ритейл-компании, у нас есть своя талантливая молодежь, и мы можем предлагать рынку качественную одежду».


Именно такие задачи ставит перед собой проект «Бренды России», созданный объединением Fashion Hub и Международной ассоциацией байеров во главе с Георгием Ростовщиковым. Проект нацелен не только на отбор лучших компаний и брендов и представление их на общероссийских и международных площадках, но и на объединение усилий профессионалов из разных сфер на создание новых возможностей для развития российской модной и креативной индустрии и дизайна в целом.


Обращаясь к участникам круглого стола, Георгий Ростовщиков отметил: «Бренды России – это те, которые делаем мы с вами. Наша цель: найти много-много брендов, потому что сегодня их не хватает стране, нашему ритейлу. Ну, ушли западные бренды, и ладно, есть наши, интересные, экосистемные, с хорошим креативом и производством, у которых есть все то, что может быть максимально востребовано на рынке. Я убежден, что проект «Бренды России» имеет все шансы стать федеральным и настоящим драйвером развития отрасли».


Проект является уникальным для России и учитывает успешный опыт схожих проектов, реализованных в Южной Корее, Венгрии, Великобритании. Проект охватывает все товарные категории одежды (женская, мужская, детская, белье), а также дизайн, предметы для дома, ювелирно-часовой и бьюти сегмент. Участниками проекта могут стать как давно работающие производители, бренды с историей, в том числе и НХП, так и студенты, выпускники, стартаперы. В среднесрочной перспективе планируется сформировать пул из 5000 брендов высокого качества.


Механизм работы проекта «Бренды России» представила главный редактор U magazine Юрате Гураускайте. Экспертная комиссия, состоящая из профессионалов отдельных направлений, отбирает участников и проводит аудит брендов, когда оценивается сразу несколько десятков параметров (от легенды, миссии, айдентики, фирменного стиля до качества продукта, байинга и продвижения). По итогам аудита комиссия выдает бренду свои рекомендации: что поменять в продукте и в системе работы. Также она может предложить дополнительное образование по модели акселератора на базе ведущих вузов страны. После исправлений бренд имеет возможность принять участие в B2B-шоуруме с последующей интеграцией в офлайн и онлайн ритейл. В рамках круглого стола для примера был представлен отчет недавнего аудита нескольких нижегородских fashion-брендов, а также рассказано о тех изменениях, которые они предприняли для улучшения целостного восприятия их со стороны потребителей.


В рамках круглого стола также было озвучено и о других перспективных планах проекта «Бренды России»: открытие региональных центров кастомизации и инноваций как площадок для освоения новых технологий, инструментов, методов работы, позволяющих предпринимателям из индустрии моды максимально реализовать их креативные идеи. Также рассматривается идея создания своей медиаплатформы «Бренды России», которая будет играть как информационно-познавательную, так и образовательно-воспитательную роль с учетом необходимости формирования уважения к историко-культурным кодам страны, гордости за продукт «Сделано в России».


В свою очередь депутат Государственной Думы РФ Наталья Костенко обратила внимание на то, что «Брендам России» важно быть понятными и иметь высокий статус, чтобы взаимодействующие с проектом люди понимали, что имеют дело с профессионалами и что им можно доверять. Это важно, потому что есть ритейлеры, которые готовы работать с отечественными брендами, «но они не понимают, кого закупать. И, естественно, им нужна помощь, чтобы определить коммерчески интересный вариант». Бренды также нуждаются в помощи: «им нужна обратная связь, что производить то, что будет востребовано, а они этого не понимают и торговые сети им этого не подскажут».


Из других тем, которые были подняты производителями и ритейлерами на круглом столе: самоорганизация локальных брендов, поддержка их исполнительной властью в регионах, сложности с подбором существующих производств для работы, недостаток инвестиций в отрасль, необходимость популяризации рабочих профессий в легкой промышленности, слабая подготовка кадров. Все эти вопросы были зафиксированы как организаторами круглого стола, так и представителями исполнительной и законодательной власти, чтобы продолжить над ними работу дальше.


Круглый стол «Бренды России» прошел в главном цифровом пространстве РЭУ им. Г.В.Плеханова, что неслучайно. Как отметила проректор университета Ксения Екимова: «115 лет университет решал задачи социально-экономического развития и, конечно, прежде всего отзывался на те требования экономики и текущего момента, которые переживала вся страна. То, что переживаем мы сейчас, — наиболее интересный момент в части защиты брендов, поставщиков, игроков рынка тем более из такой индустрии, как мода, которая требует особого внимания, особых правил управления, учета, контроля, налаживания процессов».