Новые кадры для перезагрузки издательской индустрии

Ключевые работодатели сектора, топ-менеджеры издательств, представители вузов, органов исполнительной и законодательной власти, экспертных организаций, включая Российский книжный союз, а также студенты спроектировали решения по преодолению кадровых проблем в индустрии и модернизации системы высшего образования.

Сектор креативной экономики в России развивается быстрыми темпами, планируется, что к 2030 году его доля ВВП в России достигнет 6%, и как следствие необходимо минимизировать отрыв между вузовской подготовкой выпускников и запросами работодателей в креативных сферах. Для решения этой задачи «Роскультцентр» совместно с АНО «Креативная экономика» при поддержке Администрации Президента РФ и Министерства науки и высшего образования РФ организовал серию митапов, на которых экспертное сообщество формулирует новые траектории высшего образования для системного развития креативных индустрий. Ранее 7 октября прошел митап по направлению «Маркетинг и реклама», с его итогами можно ознакомиться на сайте Роскультцентра, следующее запланированное направление -  «Разработка игр».


«Книгоиздание - это производство контента, который распространяется на большинство других креативных индустрий – производство сценариев, фильмов, рекламу, новые и традиционные медиа, игры и многое другое, поэтому литературно-издательская деятельность является базовой для развития других креативных индустрий. Это значит, что те системные, федеральные решения, которые мы найдем, объединяясь на митапе по издательского рынку, будут в конечном счете влиять на большинство других творческих индустрий»,- пояснила значимость второго митапа руководитель Роскультцентра и директор Российской креативной недели Марина Абрамова.

К участникам конференции обратился Сергей Новиков, начальник Управления Президента РФ по общественным проектам. Он напомнил, что издательская индустрия – одна из ключевых в креативном секторе экономики России и занимает особое место. Сейчас в стране работает более 2000 издательств, валовая добавленная стоимость в этом секторе достигает почти 200 миллиардов рублей, а  объем продаж книжной продукции в России в 2021 году вырос на 12%. «У нас есть современные вызовы, на которые нужно совместно отвечать, - отметил Сергей Новиков, - государство в плане регулирования уже предприняло целый ряд шагов, нам нужно и дальше двигаться в диалоге для того, чтоб отрасль развивалась. Необходимо понимание, какие срочные правовые меры важны для того, чтобы ваши предприятия сохраняли свою конкурентноспобность, и это цель нашей встречи сегодня».

На митапе присутствовали представители различных видов издательств, являющихся крупнейшими работодателями в стране: федеральные и региональные литературно-издательские организации по выпуску художественной, учебной, научной литературы, вузовские, а также специализирующиеся на цифровом контенте. Представители издательского бизнеса определили ряд кадровых проблем и предложили инструменты для их решения.  Существуют нехватка как профильных специалистов, например, редакторов, работающих с текстом, так и недостаток профессионалов с кросс-функциональными компетенциями, например, редакторов, отвечающих за продвижение продукта, которые по сути являются продюсерами по аналогии с музыкальной и киносферами. Создание и продвижение издательских продуктов на рынке требует от специалистов высокого уровня квалификации и кросс-отраслевых знаний в различных креативных сферах, в том числе в маркетинге и интернет-рекламе. «Новобранце» для интернет-продвижения издатели берут из рекламных агентств, а дальше сами обучают специфике издательского бизнеса. Цифровая трансформация привела к появлению новых форматов книг и периодических изданий (электронных, аудио, подкастов, 3д, 5д), как следствие возросли требования и к дизайнерам, работающим в издательской сфере. Наряду с этими тенденциями происходит снижение престижа работы в издательской сфере, и все сложнее найти узкоспециализированных профессионалов: полиграфистов, механиков, редакторов и корректоров. Низкомаржинальная природа литературно-издательского дела не позволяет системно привлекать высокооплачиваемых специалистов, этому бизнесу сложно конкурировать за молодые таланты с другими более доходными сферами.

Молодые творческие амбициозные кадры нужны издателям не просто в моменте, глобально речь идет о подготовке нового поколения профессионалов, от которого напрямую зависит будущее книгоиздательского дела в России. Издатели поделились различным опытом подготовки к работе выпускников вузов, в том числе короткими и длительными (до 9 месяцев) стажировками, сотрудничеством с вузами, включая проектное обучение студентов, выступление с лекциями, участие в подготовке дипломных работ и другое, но все это разрозненные локальные шаги, тогда как подготовку в вузах надо выводить на новый системный уровень.


Виктор Калинин, заместитель Директора Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования РФ отметил, что министерство готово вести с издательствами и библиотеками предметный диалог о подготовке востребованных специалистов. По его словам, среди возможных инструментов уже хорошо себя зарекомендовали специализированные образовательные модули, стажировки, программы повышения квалификации, базовые кафедры, корпоративные университеты. «Издательствам имеет смысл участвовать в проектном обучении студентов, формировать под задачи предприятия команды учащихся. Такой задачей может быть выпуск книги, подготовка иллюстраций или, например, продвижение издательского проекта», - отметил он.


Креативный директор Московского Политеха Екатерина Хохлогорская предложила совместно работать над популяризацией литературно-издательских специальностей и пригласила всех заинтересованных представителей бизнеса к развитию новых форматов профориентации – участие в Днях открытых дверей, проведение мини-стажировок для школьников. «Мы ощущаем серьезный разрыв между низкой престижностью работы в издательско-полиграфической сфере и высоким престижем образования. То есть к нам приходят учиться лучшие студенты, но готовы ли они продолжать работу по профессиям с названием младший редактор или корректор. Вот над этим нам надо совместно трудиться».


Заместитель председателя Московской городской Думы, председатель рабочей группы по развитию креативных индустрий в г. Москве Степан Орлов напомнил, что как минимум 10 креативных индустрий просто не могут существовать без текста, и в этом смысле отрасль безусловно имеет сквозной характер для креативной экономики. Резюмируя итоги встречи, Степан Орлов отметил: «Кадры должны более полно соответствовать требованиям рынка, прежде всего, в части создания и продюсирования издательских проектов. В ближайшей перспективе нам предстоит «тонкая настройка» сферы образования с введением особых программ подготовки кадров именно с упором на креативные индустрии».

По итогам митапа эксперты подготовят рекомендации для Минобрнауки РФ. В частности, будет предложено создать постоянно действующую рабочую группу, чтобы держать руку на пульсе, транслировать и масштабировать удачные кейсы, повышать престиж профессии с помощью таких инструментов как мотивация, профориентация, стажировки. Специалисты обсуждали коллаборации, в которые войдут авторы, представители бизнеса и образования, а также создание отраслевых атласов профессий, школ наставничества. Много говорилось о необходимости включения в процесс образования бизнеса – в виде проектной работы, производственных практик, и о поддержке со стороны профильных ведомств.