Кризис – это хорошее время для ускоренной трансформации

Юлия Голубева – заместитель генерального директора «Газпром-медиа холдинг» в беседе с директором «Российской креативной недели» Мариной Абрамовой о том, как индустрия адаптируется к кризису, ищет новые возможности и смотрит в будущее.



МА: Кризис – это время умных или отважных?


ЮГ: Даже не знаю, кого выбрать (прим.автора – смеется). В любых непростых ситуациях необходимы оба качества. Кризис – это, прежде всего, хорошее время для концентрации и ускоренной трансформации. Концентрации с точки зрения расстановки приоритетов: необходимо быстро и очень четко сориентироваться и понять не только то, что востребовано «сейчас», а продумать на три шага вперед и дать широкой аудитории новый продукт, который позволит сохранить лидерство на рынке. Ускоренная трансформация особенно касается тех, кто сделал ставку на «цифру». Мы наблюдали подобные процессы совсем недавно, во время пандемии, когда все сферы усиленно разрабатывали, дорабатывали и запускали новые цифровые сервисы.

Сегодняшняя ситуация, связанная в том числе с закрытием популярных западных платформ, дала нам карт-бланш на совершенствование и продвижение наших цифровых платформ, таких как Yappy, RUTUBE и Premier.



МА: Верите ли вы, что сейчас может быть качественный ренессанс в креативной контенте?


ЮГ: Исторически Ренессанс пришел на смену «темным векам», периоду регресса, упадка в культуре и искусстве. Мы не наблюдали последние годы упадок в креативной индустрии, скорее наоборот. Посмотрите, какое количество мероприятий, фестивалей, конкурсов в сфере креативной индустрии стало проводиться. Хорошим примером будет Российская креативная неделя, когда на протяжении нескольких дней проходили десятки мероприятий по разным направлениям - от кино до компьютерных игр, выступали российские и западные эксперты, тысячи слушателей каждый день приходили на фестиваль в парк Горького. На Петербургском международном экономическом форуме есть также целый блок, в рамках которого обсуждаются вопросы будущего креативной индустрии. Российские проекты и продукты активно презентуются на международной арене, сегодня они вполне конкурентоспособны. Поэтому говорить о том, что кризис станет неким ренессансом для креативной индустрии не совсем правильно.

Здесь скорее актуальнее слова Макиавелли: «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». А какими они будут – увидим.



МА: Изменятся ли правила игры в рынке?


ЮГ: Правила игры на рынке меняются постоянно. Сегодня для нашей индустрии одна из важных новых вводных – это ограничение международного сотрудничества, которое ведет к закрытию дистрибуции нашего контента на запад с одной стороны, и трансляции западного контента на российском рынке с другой, а также частичному уходу рекламодателей с наших платформ и традиционных рекламных каналов коммуникации. Перспектива, которая уже становится реальностью – сокращение бюджетов.

Следовательно, в этой ситуации нам приходится анализировать все бизнес-процессы, перераспределять бюджет и фокус, и принимать решения, чем мы готовы жертвовать – производством нового контента, разработкой новых технологий, сокращением сотрудников, как делают многие компании, и т.д.



МА: Какие возможности открываются для продакшена на российском рынке? Какие риски и сложности?


ЮГ: О возможностях сложно сейчас говорить. Мы не так давно начали работать с западными рынками, что являлось безусловной возможностью для российского продакшена. Сейчас мы этой возможности лишены. Многое будет зависеть от господдержки в том числе.



МА: И какой совет коллегам в это турбулентное время дадите?


ЮГ: Для нас и большинства коллег, которые давно уже в индустрии, это далеко не первый кризис, поэтому можно смело говорить, что у многих уже выработался «иммунитет». Здесь хочется вернуться к вашему первому вопросу и еще раз подчеркнуть, что в такое время необходимо правильно расставить акценты, пересмотреть общую стратегию развития и предпринять те действия, которые позволят остаться «на плаву» в новых реалиях.