Медиаграмотность – обязательный навык для школьников и абитуриентов

Александр Милкус – заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики»  о проблемах современного образования.


- Чего не хватает среднему образованию сегодня? Как бы вы описали текущую ситуацию?


Детям нужна грамотность и хороший, красивый русский язык. А этого, зачастую, выпускникам школ не хватает. Существует и проблема с функциональной грамотностью: дети читают текст и не понимают его.

Сейчас в школах активно внедряют уроки финансовой грамотности. А вот про медиаграмотность мы говорим гораздо меньше.
А, между тем, медиаграмотность – это и авторское право, и защита персональных данных, и «вычисление» фейков и манипуляции с информацией, цифровая гигиена, умение представить себя в цифровой среде. Это те знания, которые обязательно нужны современному молодому человеку. К сожалению, пока обучение медиаграмотности сводится к факультативным занятиям, не является частью образовательной программы. Я понимаю, что программа сейчас у нас очень насыщенная, втиснуть в нее что-то еще довольно непросто. Но все же…
Сейчас говорят про развитие современного образования как междисциплинарного, межпредметного. Вполне возможно найти удобную форму через уроки русского языка и литературы, информатики, ОБЖ или других предметов, которые могли бы поделиться своими часами, чтобы внедрить курс, состоящий из важных элементов.
В 2021 году в учебниках ОБЖ под редакцией Юлии Шойгу появились две главы про цифровую грамотность. Но это учебник для восьмого класса. На мой взгляд, нужно начинать изучение медиаграмотности, медиагигиены уже со средней школы, а в некоторых случаях и с младшей, потому что есть четвероклассники, которые снимают видео и выкладывают их в сеть.
На федеральном уровне пока все сводится к развитию медиацентров, школьных редакций, это не массовая история. Я могу привести маленький пример: моя лаборатория в составе группы из 8 студентов и 3 руководителей, вернулась из экспедиции по Республике Хакасия. Мы смотрели, как организована профориентация школьников и студентов местных техникумов. Завуч одной школы рассказала печальную историю – к ней пришел ученик, который учился в школе хорошо, но на ЕГЭ один предмет завалил. Он сказал, что с набранными баллами не сможет поступить в вуз. Они вместе сели и стали разбираться, какие возможности есть – направления подготовки и проходные баллы. В результате мальчик поступил на бюджетное отделение в хороший вуз в соседней области и сейчас успешно учится.

О чем этот пример? О том, что этот одиннадцатиклассник не умеет пользоваться поиском в интернете, у него нет элементарных цифровых навыков. Это во многом связано с тем, что в отдаленных районах интернета нет или он идет через ADSL-модем, то есть очень медленно. В школе интернет есть, но далеко не всегда дети имеют возможность к нему подключиться. Учительница нашла вуз, где не самый высокий проходной балл.
Нам кажется, что у нас дети родились с гаджетом в руке, и все они цифровые знатоки. Оказывается, это не так. Учить грамотной и безопасной работе в интернете необходимо всех!

- Насколько велик разрыв между Москвой и регионами в этом отношении?
Я думаю, что нужно говорить не про Москву, а про крупные и даже средние города и поселки. У нас не так давно ввели новую программу обеспечения сельских школ широкополосным интернетом до 100 Мбит/с, и в большинстве регионов это сделано. Есть программа «Точка роста» в сельских школах, по которой поставляются компьютеры, квадрокоптеры, VR-очки. Учителя обучаются информатике, физике, чтобы заниматься с детьми техническим творчеством. Но далеко не всегда в этих кабинетах, которые оснащены компьютерной техникой, есть возможность посидеть детям после уроков и научиться работе в современной цифровой среде. Я уже не говорю о том, чтобы научиться отличать и вычислять дипфейки, не поддаваться на уловки мошенников или опасных личностей в социальных сетях.

- Есть ли достаточная квалификация у преподавателей?
Толчок для массового использования цифровых технологий в школе дала пандемия: учителя были первыми кто сел за компьютеры, именно они учили детей пользоваться платформами для удаленного обучения.
10 лет назад Министерство образования и науки проводило обучение учителей компьютерным навыкам. Была такая всероссийская кампания. Чиновники даже успели отчитаться, что практически все учителя обучены. Увы, это не так. И это выяснилось в самом начале пандемии. Но при этом учителя оказались более продвинутыми в использовании цифрового обучающего контента, чем их ученики, как это ни странно.

И не только учителя. Я проводил лекцию для экономических журналистов из регионов. Это взрослые люди, многим 40 лет и больше. Они пишут об экономической ситуации, о банках. Я им рассказывал элементарные вещи о том, как действуют мошенники в сети, как не попасться на их уловки, какие простые правила существуют, чтобы не попасть в руки злоумышленников, как работать с информацией, как отличить поддельный сайт финансовой организации от настоящего. Казалось бы, эти люди должны такие вещи знать. Они же каждый день пользуются интернетом. А оказалось, что для многих мой рассказ стал откровением.

В чем проблема сегодняшних учебных заведений? В том, что в школах в регионах обычно всё валится на директора. Если в крупных городах речь идет об управленческой команде, которая понимает стратегию развития школы или образовательного учреждения, которая вместе с директором учится новым технологиям и новому подходу в образовании, то в небольших поселках директор занят всеми вопросами сразу – и тем, где раздобыть деньги, и как все организовать, чтобы не было проблем с проверяющими. Директор отвечает за обеспечение горячего питания в младшей школе, за правильное расписание и т.д. Во многих школах сохранилось обучение в две смены. Учителя там находятся с 7:30 – 7:40 до 18:00 – 19:00, а потом они приходят домой, проверяют тетради и готовятся к урокам. У них нагрузка больше 1,5 ставок, у многих по 2 ставки. Им некогда учиться, да и мотивации нет.
На мой взгляд, развитие системы образования в регионах – это развитие управленческих команд. Причем, учить их нужно, в частности, и навыкам работы с медиа. Современные технологии могут облегчить работу учителя – можно использовать на уроках материалы Российской электронной школы, другие бесплатные верифицированные ресурсы. Но для этого им нужна медиаграмотность.

Если мы говорим про креативную составляющую, я бы отметил опыт Москвы, которая в этом учебном году открыла в 66 школах медиаклассы. Программа только начала развиваться, отрабатываться. А уже с 1 сентября следующего года медиаклассы будут 155 школах!

И опыт Москвы можно и нужно подхватывать в регионах. Все методические материалы по медиаклассам выложены на сайте Городского методического центра, ими бесплатно могут пользоваться любые другие образовательные учреждения нашей страны. Думаю, не стоит ждать рекомендаций сверху, а начинать обучение медиаграмотности в школах страны пока на факультативах. Мы же в лаборатории готовы помочь учителям в подготовке по этой дисциплине. Мы уже обучили преподаванию медиаграмотности 45 учителей из Москвы и регионов. И готовы продолжать такую работу.