Нам не надо ни под кого подстраиваться, надо создавать свое

21–22 мая в Белгороде прошел чемпионат России по киберспорту 2022. Игроки в шести дисциплинах разыграли более 3,6 млн рублей. Подвели итоги турнира и поговорили о будущем с президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом.


-Несколько слов о чемпионате России: кто приехал, насколько представительный состав с учетом всех вводных, которые сейчас существуют?


-
Всего в чемпионате России приняло участие более 20 тыс. спортсменов более чем из 50 регионов нашей страны. На финал приехали четыре лучших коллектива в каждой дисциплине. Всего на финал съехалось 13 регионов. В частности, Белгородская область представлена Калашниковым Павлом, ему 25 лет.


-Как бы вы описали текущую ситуацию в киберспорте: каково влияние санкций и так называемой «культуры отмены» на вашу индустрию?


-
На нас культура отмены повлияла тем образом, что наши спортсмены не могут выступать под флагом страны, как и в других видах спорта, точно также нельзя использовать гимн или другую символику. Безусловно, это крайне неприятно. Если мы говорим про профессиональный спорт, то многие команды даже не могут выступать под своим названием. Самый известный российский коллектив Virtus.pro вынужден выступать под названием Outsiders. Вне страны у нас есть определенные сложности, возможно, не такие серьезные, как в некоторых других видах спорта, но все равно очень ощутимые. Если же мы говорим про ситуацию внутри страны, то она никоим образом не изменилась. Никто российским спортсменам не запрещает использовать программное обеспечение. Мы проводим соревнования. Более того, мы даже расширяем сейчас перечень тех соревнований в России, которые будут иметь международный характер. В декабре мы планируем провести финал Открытых киберспортивных игр. Что касается студенческого направления, которое всегда для нас являлось основным, опорным – через месяц пройдет финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги в Ростове-на-Дону, и после этого мы перейдем к процессу согласования с коллегами финала международных студенческих соревнований. Мы рассчитываем, что не менее восьми стран смогут принять участие в этом мероприятии.


-Что со спонсорами и рекламой? Как бы вы описали потери в денежном эквиваленте?


-
В других видах спорта это происходит сплошь и рядом, в нашем виде спорта это тоже присутствует, но не носит массовый характер. В частности, с нашей федерацией никто контракты не разрывал, и запланированный объем соревнований проводится и планирует расширяться. Соревнований станет больше. У ребят из Virtus.pro, например, есть сложности – был партнер, который должен был быть размещен на форме команды, а потом ребятам говорят, что они не могут использовать свою форму, свое название и позиционировать своих партнеров. Соответственно, партнер недополучает необходимые рекламные контакты. То есть, сейчас возникает необходимость придумывать дополнительные интеграции, чтобы компенсировать нехватку, которая образовалась. Поэтому, конечно же, проблема есть, но оценить ее в денежном эквиваленте невозможно. Мы в любом случае не сможем показать таких впечатляющих цифр, какие может продемонстрировать футбол, с точки зрения их контрактов, в том числе тех, которые сейчас отменяются.


-Насколько вырос интерес к киберспорту за последние годы?


-
Я бы сказал, что интерес к киберспорту растет неуклонно. Популярность его связана, с одной стороны, с доступностью – зачастую достаточно иметь только смартфон. У нас, например, присутствуют мобильные игры, в частности, в дисциплине соревновательных головоломок представлена игра Clash Royale. С другой стороны, любители переходят в профессионалы, профессионалы становятся болельщиками, приходят новые поколения. То есть вовлеченность растет. Кроме того, мы проводим просветительскую работу, объясняя разницу между геймингом и киберспортом. Гейминг – интересное увлечение, не всегда идущее на пользу, а киберспорт – система, дисциплина, будущая профессия.


-Может ли киберспорт стать школьной дисциплиной? 


-Что касается школьников. Это отдельная сложная тема. Я говорил, что студенты всегда считались нашей опорой, сейчас практически во всех вузах страны есть спортивные клубы, именно как организации по киберспорту. Наша задача – сделать это же в школах, так как мы видим развитие нашего вида спорта как клубного. Мы уже несколько лет проводим школьные соревнования в рамках Всероссийской интеллектуально-киберспортивной школьной лиги. Изначально у нас участвовала всего тысяча школ, и многие директора, учителя и представители родительского комитета были максимально насторожены: «У нас дети и так целыми днями сидят в гаджетах, зачем вы их еще будете заставлять там сидеть». А мы им говорили: «Нет, наоборот. Дети у вас сейчас сидят бесконтрольно и бесперспективно, а мы вам предлагаем взять это увлечение и направить его в правильное русло». И мы гордимся тем, что школы, которые участвовали на начальном этапе в проекте, продолжают это делать. Нас поддерживают и многие регионы. Мы готовимся к выпуску небольшого фильма о победителях прошлой Школьной лиги.


Школы – это наше будущее. Важно понимать несколько принципиальных моментов: мы не идем в школы со «стрелялками», мы начинаем работать с детьми от 14 лет и только с согласия родителей и, что важно, при наличии успеваемости в школе, в том числе по физической культуре. Если у школьника есть задолженность по физкультуре, его до занятий в нашей секции не должны допускать. Об этом говорят и федеральные стандарты спортивной подготовки: там отдельная большая часть тренировок посвящена именно физической культуре. Фраза «в здоровом теле здоровый дух» – не просто красивые слова. Это то, что я почувствовал на себе. В свое время я был одним из лучших игроков в мире по нашему виду спорта, и сам знаю каково это – когда у тебя тело находится в хорошей форме, насколько лучше работают когнитивные функции, насколько голова соображает, насколько реакция лучше и т. д. Это все является необходимым условием для победы.


-Что индустрия киберспорта может потерять в связи с геополитической ситуацией в мире?


-
Все зависит от того, насколько будет сложная ситуация, насколько громкая будет истерика. На данном этапе есть потери, но они не смертельные. Худшее, что может произойти – это если наших спортсменов просто отключат от того же Steam, через который ребята соревнуются и играют. Сейчас этого пока не произошло, а ограничения, которые существуют, носят «декоративный» характер: с одной стороны, некоторый контент для скачивания из России недоступен, а с другой – существуют инструкции и пояснения, как его в обход санкций скачать.


Есть риск, что мы столкнемся с недостаточным количеством чисто российских разработок. Но мы регулярно проводим соревнования по отечественным разработкам, как например, в прошлом году, совместно с компанией VK. Киберспорт у нас есть, он не исчезнет, он перепрофилируется.

Вы должны понимать, что бизнес будет максимально сопротивляться тому, чтобы уходить из России, особенно когда мы говорим про игровой бизнес. Мы будем проводить соревнования в любом случае. Будет какая-то адаптация импортозамещения. У нас есть союзники в международном сообществе, которые будут нам помогать и действовать в общих интересах. Скажем так, проблемы я вижу, а вот трагедия вряд ли случится.


-А что индустрия может вынести из этой ситуации? Возможно, стоит ориентироваться на Восток?


-Мне очень сложно понять, как киберспорт может ориентироваться на какой-то конкретный региональный рынок. Это интернациональная сущность. Я бы сказал, что мы будем ориентироваться на внутренний рынок, проводить больше соревнований внутри себя, создадим новые лиги, будем проводить такие мероприятия, чтобы нам в них никто помешать не мог. Не хочет какая-то европейская страна участвовать – пожалуйста, пусть не участвует. Другие хотят – пусть приезжают. Такая концепция мне кажется более правильной.


-Таким образом, киберспорт в России не останется в изоляции, все равно будут партнеры извне?


-В международную федерацию входит 120 стран, включая нас. Украинские коллеги вынесли вопрос о том, чтобы исключить Россию из рядов международной федерации и подняли этот вопрос на экстренном съезде на голосование. Никто Россию не исключил, мы остаемся. Допускать, что отечественный киберспорт окажется в полной изоляции, довольно странно. У нас достаточно друзей и союзников не только в Азии, но и в Европе. Мы старейшая федерация на планете, в 30 странах мы помогали поднимать этот спорт. Есть хороший лозунг «Спорт вне политики». И киберспорт, в отличие от других видов спорта, этот тезис пока еще подтверждает. И рассчитываю, что так и будет.

Мой основной вектор заключается в том, что нам не надо под кого-то подстраиваться, не надо убегать из Европы и прибегать к Китаю. Надо создавать свое: игры, соревнования, лиги. Кто хочет, то пусть и участвует. Мы всем рады.