Андрей Галиев о вызовах в российском образовании

Отказ от Болонской системы актуализировал дискуссию об эффективности образования в России. В Минобрнауки уточнили, что решили отказаться от недостатков, а вот позитивный опыт ведомство планирует использовать в создании новой национальной системы образования.


Андрей Галиев, вице-президент Рыбаков фонда, в прошлом вице-президент «Российского учебника» о том, что сегодня так необходимо отечественному образованию:


Понятие «образование» может казаться абстрактным – ровно до того момента, когда вы попробуете уточнить: образование чего или кого. Образование предметных знаний? «Гибких навыков»? Диплома? Или, например, образование личности? Если цель – образование личности, то деятельность системы образования как общественного института должна определяться условиями его развития и ролью личности в обеспечении этого развития.


Похоже на то, что главной характеристикой современного нам мира является его сложность, внутри которой размещаются и неопределенность, и небывалая скорость изменений, и многое другое. Сложность может пугать - потому что человеку в принципе свойственно бояться того, что он не понимает, а понять сложность трудно - и вызывать желание побороть ее с помощью упрощения. Но упрощение обедняет жизнь и сужает поле возможностей.


Ключевая способность для жизни и работы в сложном мире – самостоятельность, внутри которой также находится много интересного: осмысленность, инициативное действие, ответственность, умение оперировать сложными системами и обстоятельствами… Нетрудно заметить, что этот набор качеств, которым мы ранее привыкли наделять преимущественно предпринимателей, в XXI веке становится универсальным, необходимым каждому человеку вне зависимости от сферы его деятельности. Представляется, что именно самостоятельности в современной школе и следует «учить».


Наряду с искусством взаимодействия с другими людьми, поскольку самостоятельность реализуется не в безвоздушном пространстве, а в социуме. Два этих «предмета» закрывают две из трех базовых потребностей личности, как их описывают авторы теории самодетерминации Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан: автономия (самостоятельность), отношения с другими людьми, компетентность. Именно «попадание» в базовые потребности позволяет надеяться на возникновение той самой внутренней мотивации, прежде всего – в учебе, о которой так мечтают родители и учителя для своих детей и учеников.

А от внутренней мотивации, через свободу/ответственность – всего полшага до креативности.